Грузоподъемность погрузчика, ее составляющие и виды
Что определяет? Грузоподъемность погрузчика – ключевой параметр, определяющий его работоспособность и пригодность для эксплуатации в различных условиях. Влияет на максимальную высоту подъёма и определяет класс спецтехники.
Почему это важно? Правильный выбор погрузчика с учётом грузоподъемности обеспечит успешное выполнение задач на различных объектах. Перегруз чреват для спецтехники стремительным выходом из строя.
Из этого материала вы узнаете:
Составляющие грузоподъемности погрузчика
Грузоподъемность погрузчика – это вес, который может перевозить данное транспортное средство. Имеет большое значение, поскольку при хорошей гидравлической системе поднять можно и больше обозначенной грузоподъемности, но задняя часть погрузчика, при этом, оторвется от земли. Двигаться и выполнять повороты в таком положении опасно, поскольку погрузчик перевернется вперед, либо упадет набок, если это техника на сочлененной раме.
Удерживать стабильное положение при подъеме и перевозке груза, который не входит в периметр шасси транспортного средства (например, находится на вилах или на ином приспособлении) погрузчик способен за счет противовеса, который находится на противоположной от оси вращения стороне и уравновешивает груз.
Главный принцип, по которому выбирается вес груза – это сохранение равновесия между весом погрузчика и нагрузкой на вилы.
Грузоподъемность телескопического и других типов погрузчиков нужно рассматривать относительно сохранения устойчивости транспорта при передвижении в любом направлении и проведении различных работ.
Данный принцип лежит и в основе конструкции ричтрака: здесь противовесом выступают аккумулятор и шасси, за счет чего такая техника может работать с грузами, не входящими в ее габариты.
Центр тяжести
Это точка, на которую действует равнодействующая сил тяжести, влияющих на все части тела, положение которой остается неизменным при различных поворотах тела. Для объекта однородной структуры и правильной формы центр тяжести приближен к геометрической середине. У неоднородных объектов неправильной формы он может смещаться относительно геометрического центра в любом направлении.
Устойчивость и центр тяжести
На устойчивость не нагруженного погрузчика оказывает влияние то, где находится его собственный центр тяжести. Стабильность техники с грузом определяется размещением единого центра тяжести связки «погрузчик + груз».
У машины есть подвижные элементы, поэтому в процессе работы происходит смещение центра тяжести вперед либо назад в зависимости от направления наклона мачты. Также центр смещается вниз или вверх при соответствующем передвижении оборудования для захвата грузов.
Месторасположение центра тяжести пары «погрузчик-груз», а также устойчивость транспортного средства с грузом зависит от:
- размера, формы, веса и расположения груза;
- высоты, на которую поднимается груз;
- угла наклона мачты техники;
- динамических нагрузок, образующихся при поворотах погрузчика, его замедлении или разгоне;
- состояния поверхности, на которой используется погрузчик, и ее уклона.
Также на эти факторы нужно обращать внимание и при пустом погрузчике, поскольку он легче падает на бок, чем нагруженная техника при нижнем размещении груза.
База устойчивости погрузчика
Чтобы машина стояла устойчиво и не падала в сторону, центр тяжести пары «погрузчик-груз» должен размещаться в границах базы устойчивости погрузчика, то есть треугольника с вершинами, представленными передними колесами и центром задней оси.
Если случится смещение центра тяжести за переднюю ось, произойдет падение погрузчика вперед. При смещении центра тяжести за линию любой стороны базы устойчивости произойдет опрокидывание машины вбок.
Табличка, где указана грузоподъемность, подразумевает, что погрузчик в состоянии перевезти вес 2500 кг при отстоянии центра тяжести груза не больше чем на 500 миллиметров от передней плоскости спинки вил. Кроме того, погрузчик может работать с грузами весом до 1600 кг при центре тяжести 1000 мм и весом до 1200 кг при центре тяжести 1500 мм.
Нужно помнить, что номинальная грузоподъемность остается неизменной, если центр нагрузки уменьшается.
Таким образом, выбирая транспортное средство с учетом грузоподъемности, нужно обращать внимание на следующие параметры:
Показатель | Описание |
Номинальная грузоподъемность | Показывает наибольший вес груза, который можно перевозить с сохранением устойчивости и целостности всех механизмов и элементов погрузчика. |
Остаточная грузоподъемность | Показывает наибольший вес груза, который можно поднимать на каждый уровень хранения. |
Центр тяжести груза | Работа с грузами с центром тяжести, превышающим номинальный (в соответствии со спецификацией и табличкой грузоподъемности), приводит к уменьшению допустимого веса обрабатываемых грузов. |
Используемое оборудование для захвата грузов | Конструкции бокового смещения, удлиненные вилы, захваты, ротаторы и другое оборудование уменьшают допустимый вес обрабатываемых грузов из-за того, что смещается центр нагрузки и собственная масса устройства. |
Виды грузоподъемности погрузчика
При выборе любой техники грузоподъемность имеет важное значение. Но, кроме того, что вы должны знать, какая грузоподъемность у погрузчика, нужно еще и не забывать, что существует две разновидности грузоподъемности:
- Номинальная – максимально возможный вес груза, с которым погрузчик способен работать, оставаясь устойчивым.
- Остаточная – вес груза, который погрузчик может безопасно поднять на наибольшую длину мачты, оставаясь устойчивым. Остаточная грузоподъемность снижается с увеличением высоты подъема. Эти данные производитель указывает на боковой стороне рамы (в виде таблицы), а также в инструкции по эксплуатации.
Остаточная грузоподъемность погрузчика с увеличением высоты подъема вил снижается. Также она зависит от соответствия центра загрузки центру тяжести груза.
Номинальная грузоподъемность
От нее зависят эксплуатационные показатели конструкции. Данный параметр говорит о том, какой самый большой вес груза может транспортировать данная техника без ущерба для рабочих элементов. Например, номинальная загрузка может использоваться для погрузчика только тогда, когда температура воды в двигателе достигнет 80°С.
Превышение номинальной грузоподъемности вызывает ускоренный износ оборудования, поэтому не стоит игнорировать маркировку и лимиты грузоподъемности.
- Ускоренный износ техники является результатом несоблюдения номинальной грузоподъемности.
- Запрещается выполнять работы, если на технике нет маркировки лимита грузоподъемности.
Остаточная грузоподъемность
Эта величина не постоянная – она меняется, если на машину устанавливается разное оборудование для захвата грузов. От этого показателя зависит способность погрузчика оставаться устойчивым при работе с грузом. Остаточная грузоподъемность вычисляется экспериментальным путем на специализированных стендах.
- Остаточная грузоподъемность повышается, если на погрузчик поставить пневматические сдвоенные колеса. Техника в таком случае становится более устойчивой.
- Цельнолитые колеса также стабилизируют машину за счет повышения остаточной грузоподъемности.
Баланс пары «погрузчик-груз» будет нарушен в случае подъема груза, превышающего допустимый лимит остаточной грузоподъемности вилочного погрузчика. Такие действия нарушают боковую и продольную устойчивость машины, что влечет утрату контроля.
Грузоподъемность вилочного погрузчика
При проектировании вилочных погрузчиков грузоподъемности уделяется огромное внимание, поскольку от нее зависят ключевые показатели техники. При этом учитываются максимальная и номинальная грузоподъемность.
Максимальная грузоподъемность дизельного вилочного погрузчика – это максимальный вес груза, которым допускается манипулировать при выполнении работ на погрузчике.
Номинальная грузоподъемность – это вес груза, который может поднять погрузчик, установленный производителем.
Нередко в сопроводительные документы включен только один показатель – либо номинальная, либо максимальная грузоподъемность вилочного погрузчика. Учитывая эти данные, вилочные погрузчики по грузоподъемности делят на четыре класса:
- Класс малых погрузчиков (1 – 4 тонны) – используются для работы с легкими и средними весами, подходят для ограниченных пространств.
- Класс средних погрузчиков (4 – 10 тонн) – применяются для работы с более тяжелыми грузами, подходят для складских операций. Часто используются вилочные погрузчики грузоподъемностью 5 тонн.
- Класс погрузчиков выше среднего (10 -16 тонн) – предназначаются для манипуляций с тяжелыми грузами и выполнения более сложных задач. Применяются на промышленных предприятиях.
- Класс тяжелых погрузчиков (более 16 тонн) – они созданы для обращения с крупными и тяжелыми грузами при высокой интенсивности работ.
От грузоподъемности также зависит наибольшая высота подъема, которая для разных моделей составляет от 3 до 7 метров. Данная характеристика важна, если погрузчик планируется использовать для подъема грузов на заданную высоту.
Грузоподъемность фронтального погрузчика
Грузоподъемность является важнейшей характеристикой фронтального погрузчика. На нее влияют габаритные размеры, показатели агрегатов и узлов, качество системы гидравлики и ее мощность. Все погрузчики подразделяются на три вида:
- мини-погрузчики – грузоподъемность составляет от 0,3 до 2 тонн;
- средней грузоподъемности – от 2 до 5 тонн;
- большой грузоподъемности – свыше 5 тонн.
На грузоподъемность переднего и заднего ковша экскаватора фронтального погрузчика необходимо обращать внимание при выборе техники, поскольку этот параметр является определяющим для оценки производительности техники.
Сегодня можно приобрести варианты, способные работать с весом от нескольких сотен килограммов до 10 тонн и более. При этом нужно помнить, что высокая грузоподъемность переднего или заднего ковша экскаватора погрузчика повышает производительность машины, но и расход топлива при этом тоже возрастает.
Часто задаваемые вопросы о грузоподъемности погрузчика
Сколько кубометров песка вмещает ковш погрузчика?
В зависимости от грузоподъемности стандартного ковша фронтального погрузчика с плоским дном объем составляет от 3 до 5 м3. Он используется для манипуляций с низкопрочными малоабразивными материалами (песок, грунт, щебень).
Как узнать, какую грузоподъемность имеет погрузчик?
Номинальная грузоподъемность техники указана на табличке изготовителя. Она составляет 1,3 - 31,7 тонны.
Какая грузоподъемность у стрелы погрузчика?
Наибольшая грузоподъемность составляет 1,2 – 2,0 тонны (в зависимости от вылета стрелы). Предусмотрено несколько мест закрепления крюка для разного вылета.
Грузоподъемность – это важнейшая характеристика, которую нужно учитывать при выборе техники. На сегодняшний день на рынке имеются погрузчики с разными параметрами и разной грузоподъемностью (от 1 до 50 тонн), предназначенные для работы с разнообразными грузами и в разных условиях.