Безопасность погрузчика: требования, правила, рекомендации
О чем речь? Безопасность погрузчика и оператора во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а также персонала, находящегося в этой зоне – первостепенная задача каждого работодателя. Нарушение правил безопасности может привести к травмам и поломке техники.
Какие требования? Требования безопасности касаются этапа подготовки техники к работе, основного эксплуатационного этапа и завершения работ. Правила отличаются для разных условий выполнения рабочих задач (в помещении, на улице) и типов погрузчиков.
Из этого материала вы узнаете:
- Основные правила безопасности работа на погрузчике
- Требования безопасности во время работы вилочного погрузчика
- Безопасность работы погрузчика в различных условиях
- Требования безопасности при работе на фронтальном погрузчике
- Как повысить безопасность работы на погрузчике
- Часто задаваемые вопросы о безопасности погрузчика
Основные правила безопасности работа на погрузчике
Работа на погрузчике требует знания основных аспектов безопасности. Так, эксплуатировать эти самоходные машины можно исключительно на ровных и обезжиренных поверхностях, иначе повышается риск наезда на препятствие и, как результат, повреждения дорогостоящей спецтехники.
Недопустимо также перегружать самоходный погрузчик, располагая на нем дополнительный груз сверх норматива. Во избежание вероятных аварийных ситуаций необходимо соблюдать ограничения по заявленной грузоподъемности.
Существуют несложные правила эксплуатации этой спецтехники, которые рекомендуется всегда держать в голове.
- Обязательным является неукоснительное соблюдение требований техники безопасности. Оператор погрузчика должен знать местоположение запретных зон, куда заезжать нельзя. Двигаться по тротуарам следует на низкой скорости, внимательно следя за находящимися на пути людьми.
- Запрещено размещать на погрузчике пассажиров. Техника предназначена прежде всего для перемещения грузов.
- Подъем людей на вилах погрузчика также недопустим, если они не оборудованы специальной пассажирской платформой.
- Заправлять топливом спецтехнику с ДВС, а также заряжать электропогрузчики можно исключительно в отведенных для этого местах.
- Груз, перемещаемый мачтой длиной более 3 метров, необходимо дополнительно закреплять и фиксировать.
- Рабочая зона погрузчика должна быть снабжена пригодным к эксплуатации огнетушителем.
- Действующие правила безопасности обязывают оператора работать только при наличии средств индивидуальной защиты. Нужно также при работе пристегиваться ремнем безопасности.
- Управлять спецтехникой следует без резких толчков и торможений. Запрещены превышение максимально допустимой скорости и быстрая смена траектории движения.
- Двигаться по рампе вверх допускается только передним ходом, а спускаться — только задним. Во время движения под уклоном запрещается ехать грузом вперед.
Требования безопасности во время работы вилочного погрузчика
Работать в одежде с длинными рукавами крайне нежелательно во избежание случайного задевания рычагов управления, которые в большом количестве присутствуют в кабине погрузчика. Нужно использовать плотно прилегающую к рукам спецодежду.
На вилах можно располагать груз только в соответствии с характеристиками конкретных моделей погрузчиков. Требования безопасности предписывают не перегружать спецтехнику и соблюдать скоростной режим. Чем больше масса перемещаемого груза, тем ниже должна быть скорость.
Оператор должен быть аккуратен и крайне внимателен во время работы при плохом освещении. В отсутствие достаточного искусственного или естественного света требуется оснастить рабочую площадку дополнительными осветительными приборами, исключая свободно свисающие лампы.
Поднимая и опуская мачту, оператор обязан заблаговременно убедиться в отсутствии людей в радиусе 4-5 м. Особенно важно соблюдать это требование при перемещении объемных и габаритных грузов. Сыпучую продукцию транспортировать вилочным погрузчиком нежелательно.
Также запрещается оставлять спецтехнику с поднятыми вилами, особенно с находящимся на них грузом. Требования безопасности при работе погрузчика запрещают размещать продукцию в задней части вил во избежание неравномерного распределения нагрузки.
Агрегаты с бензиновым двигателем снабжаются множеством датчиков и индикаторов. Важно контролировать температуру бензина, не допуская его нагрева выше 50 градусов.
В процессе размещения груза на вилах необходимо обеспечивать неподвижность погрузчика. Далее следует немного приподнять вилы и наклонить мачту назад. Это необходимо для стабилизации положения груза. Во время движения вилы должны находиться на высоте 20-30 см над уровнем поверхности. Наклон мачты осуществляется после полного торможения. Узкие места и коридоры нужно проходить особо осторожно.
Работа электропогрузчиков и штабелеров напрямую зависит от заряда аккумулятора. Нужно обеспечивать возможность зарядки или замены батареи в случае падения напряжения в сети на 10 % и более.
Ниже приведем еще ряд правил эксплуатации, которых следует придерживаться.
- Пересекая пешеходную зону, оператор погрузчика должен подавать предупреждающий звуковой сигнал.
- При входе в поворот и начале движения по неровностям необходимо снижать скорость.
- Данная спецтехника не способна мгновенно останавливаться, поэтому нужно всегда держать безопасную дистанцию при торможении.
- Во время движения запрещается высовываться из кабины погрузчика.
- Если спецтехника имеет руль, оператор должен держать его обеими руками в процессе управления.
- Опасный крен в сторону необходимо выправить, наклоняясь в противоположном направлении.
- Кабина погрузчика защищает оператора от падающего груза. На ее крыше запрещается что-либо размещать.
- Также запрещены проход и нахождение людей под поднятыми вилами, даже если они не нагружены.
- Крайне не рекомендуется двигаться задним ходом, перемещая поднятый груз.
Также нужно следить за работой силовых агрегатов и механизмов спецтехники. Появление посторонних шумов должно насторожить. В этом случае необходимо выявить и устранить неисправность. Также существует запрет на перемещение одного груза двумя погрузчиками.
Безопасность работы погрузчика в различных условиях
Условия эксплуатации (в помещении или на улице) во многом определяют характер работы на погрузчике. Далее рассмотрим каждый случай более подробно.
Работа в помещении.
- Разрешена эксплуатация только электропогрузчиков. Использовать спецтехнику, выделяющую выхлопные газы, в закрытых помещениях запрещается.
- Необходимо обеспечить ширину межстеллажных проездов, достаточную для безопасного маневрирования.
- Следует уделить внимание высоте потолков и наличию висящих объектов.
- Меры безопасности при работе погрузчика включают в себя соблюдение температурного режима. В условиях низких температур следует эксплуатировать погрузчики и штабелеры в специальном морозоустойчивом исполнении. При высоких температурах нужно обеспечить нормальное функционирование аккумуляторов.
- В цехах, где присутствует риск взрыва, допускается эксплуатация спецтехники во взрывобезопасном исполнении.
Работа на уличных условиях.
- На улице можно использовать технику как с ДВС, так и с электродвигателями. Последний вариант становится все более популярным.
- Необходимо учитывать атмосферные условия и наличие снега или льда на рабочей площадке.
- В соответствии с имеющимися условиями подбираются подходящие шины.
- Особое внимание нужно уделять перемещению по неровностям и склонам.
Требования безопасности при работе на фронтальном погрузчике
Транспортировка груза
Перемещая фронтальным погрузчиком сыпучий груз, нельзя поднимать ковш слишком высоко. Между поверхностью и нижней точкой рабочего инструмента должно быть расстояние порядка 50-60 см. При этом обеспечивается оптимальная устойчивость погрузчика к крену и опрокидыванию.
Номинальная грузоподъемность конкретной модели указывается в техпаспорте. Превышать это значение в процессе эксплуатации спецтехники нельзя, иначе есть риск отказа основных механизмов, что в свою очередь ставит под угрозу здоровье и жизнь оператора.
Техника безопасности на фронтальном погрузчике при работе запрещает выполнять резкие маневры и торможения. Это необходимо для предотвращения опрокидывания машины.
Соблюдение скоростного режима
Максимальная скорость также регламентирована правилами безопасности. Оператор транспортного средства самостоятельно выбирает оптимальный скоростной режим с учетом условий движения и характеристик данного транспорта. В любом случае скорость должна быть невысокой, чтобы всегда была возможность безопасно остановиться.
Крайне осторожно нужно передвигаться по мокрому и скользкому покрытию. Система безопасности погрузчика предусматривает в этом случае движение с пониженной скоростью. Осторожно и медленно двигаться необходимо и в условиях незнакомой местности. Останавливать машину также следует внимательно во избежание аварийных ситуаций. Повороты проходить нужно на низких оборотах двигателя.
Обеспечение достаточного обзора
В условиях плохой видимости ограничивается обзор, поэтому оператор должен быть предельно внимателен. Аналогичные требования и дополнительная ответственность налагаются при движении в сумерках.
Фронтальные погрузчики перемещают грузы перед собой в ковше, что может значительно сократить углы обзора. Управление такой техникой усложняется также в случае передвижения по извилистой дороге и при преодолении крутых склонов. Следует заранее обеспечить отсутствие посторонних людей в зоне работы погрузчика. Рабочий персонал должен быть обеспечен необходимыми средствами индивидуальной защиты и светоотражающими аксессуарами.
В ночные смены безопасность работы обеспечивается обязательным включением фонарей. При отсутствии освещения всякие операции должны быть прекращены. Движение по проезжей части осуществляется с включенными фарами.
Во избежание опрокидывания нужно объезжать попадающиеся на пути ямы и рытвины, не совершая при этом резких маневров. В процессе погрузочно-разгрузочных работ необходимо обеспечить отсутствие препятствий.
Как повысить безопасность работы на погрузчике
Прежде всего следует соблюдать предписанные требования безопасности и придерживаться рекомендаций, основные из которых рассмотрим ниже.
Требуется уделять внимание поддержанию высокой квалификации операторов. Безопасность эксплуатации погрузчиков будет обеспечиваться:
- регулярным проведением обучающих тренингов и курсы повышения квалификации;
- обновлением базы знаний, касающейся новых технологий и актуальных правил безопасности.
Необходимо также контролировать техническое состояние оборудования:
- регулярным проведением техосмотров и своевременным обслуживанием погрузчиков;
- немедленным устранением обнаруженных неисправностей.
Помимо этого, создается безопасная рабочая среда. Для этого выполняется ряд мер:
- обеспечение достаточной освещенности площадки и необходимого пространства для маневрирования спецтехники;
- оснащение погрузчиков сигнальными световыми и звуковыми средствами;
- установка на территории предупреждающих знаков и указателей.
Существуют и общие требования по работе со спецтехникой.
- Нужно постоянно придерживаться принятых правил эксплуатации и соблюдать технику безопасности на погрузчике.
- Любые нарушения, даже незначительные, недопустимы.
- Не следует вносить изменения в изначально поставляемую конструкцию, особенно когда о недопустимости этого предупреждает производитель.
Беспрекословное выполнение требований и соблюдение приведенных рекомендаций в целом позволяют безопасно работать на вилочных погрузчиках без аварий и несчастных случаев.
Часто задаваемые вопросы о безопасности погрузчика
Как обеспечить безопасность после работы погрузчика?
Переводя вилочный погрузчик в режим простоя, следует всегда опускать вилы. После завершения погрузочно-разгрузочных работ необходимо перевести рычаг КПП в нейтральное положение. После этого нужно активировать ручной тормоз и заблокировать колеса, если это необходимо.
Самовольная доработка конструкции погрузчика с целью улучшения его характеристик недопустима. Более рациональным решением является разделение тяжелого груза на несколько частей в соответствии с заявленной грузоподъемностью.
Как обеспечивается безопасность людей в погрузочно-разгрузочной зоне?
Рабочий персонал, так или иначе связанный с погрузкой и разгрузкой, должен пройти инструктаж по технике безопасности. Особо внимательно нужно изучить пункты, касающиеся грузовой спецтехники. Работникам необходимо также знать сигнальную систему и правила ее применения.
Работа в непосредственной близости от движущейся техники требует от персонала повышенной внимательности. Нужно держать в поле зрения каждый погрузчик, знать характеристики его груза и путь следования.
Как обеспечить безопасность фронтального погрузчика при движении по склонам?
Крутые спуски и подъемы, которые приходится преодолевать, представляют определенную опасность и обуславливают дополнительные требования техники безопасности при работе на погрузчике. Особую осторожность нужно проявлять оператору при движении вверх по склону, который заканчивается поворотом. Во избежание крена и опрокидывания следует двигаться без резких маневров с опущенными вилами или ковшом. Рабочий орган должен находиться не более чем в 20-30 см от поверхности земли.
Допускается использование ковша как опоры, чтобы избежать опрокидывания или для вынужденной остановки машины.
Спуск вниз по склону также требует от оператора осторожности. Желательно спускаться на первой передаче строго по прямолинейной траектории, особенно на фронтальном погрузчике с полным ковшом.
При необходимости можно тормозить двигателем. Для этого, двигаясь на включенной первой передаче, нужно плавно нажимать на педаль тормоза до полной остановки машины. Если при этом заглох мотор, необходимо продолжать удерживать педалью тормоз, одновременно опустив ковш на землю. Только полностью остановив машину таким образом, оператор может снова запустить двигатель.
Итак, чтобы свести риск аварий и несчастных случаев к минимуму, достаточно соблюдать требования безопасности при эксплуатации погрузчиков и придерживаться рекомендаций, описанных в этой статье.