Как рассчитывается утилизационный сбор на спецтехнику: ставки и правила уплаты

Из этого материала вы узнаете:
- Понятие утилизационного сбора
- Кто платит утилизационный сбор на спецтехнику
- Коэффициенты и формула расчета утилизационного сбора на спецтехнику
- Когда не платят утилизационный сбор на спецтехнику
- Часто задаваемые вопросы об утилизационном сборе на спецтехнику
О чем речь? Утилизационный сбор на спецтехнику – обязательный платеж, который направлен на переработку машин после окончания срока их эксплуатации. Вносить его обязаны импортеры и производители внутри страны, которые закладывают эту сумму в стоимость товара.
На что обратить внимание? Законно не платить утилизационный сбор можно в ограниченных случаях: техника в стране временно, ее возраст более 30 лет, данного вида транспорта нет в установленном перечне или он принадлежит беженцам.
Понятие утилизационного сбора
В 2024 году с октября он существенно вырос. В ряде случаев пошлина повысилась на 85 %.
Утилизационный сбор на спецтехнику – это платеж за ее переработку после завершения срока эксплуатации. Поскольку для автотранспорта этот предельный период времени не определен, то автовладелец при желании может воспользоваться такой возможностью даже через 200 лет. С сентября 2012 года утилизационная пошлина в нашей стране стала применяться при таможенном оформлении транспорта.
Целью такой меры была поддержка отечественных производителей в конкурентной борьбе с иностранными брендами. После внедрения данной нормы за каждый ввезенный на территорию страны автомобиль необходимо платить пошлину (размер ее определяется исходя из года выпуска авто, характеристик ДВС) и утилизационный сбор. Еще через два года последний стали взимать и с транспорта отечественного производства. Поскольку компании включили эту пошлину в конечную стоимость моделей, то все финансовое бремя легло на конечных покупателей. Стоит отметить, что раньше размер утилизационного сбора был не очень большим. Многие не обращали на него внимание вплоть до августа 2023, когда обязательный платеж был увеличен.

После того, как в 2022 году с отечественного рынка ушли многие иностранные производители автомобилей, наблюдается тенденция повышения спроса на модели с пробегом в возрасте 3–5 лет. Именно на этот сегмент авто действовали наиболее низкие пошлины по таможенному оформлению, соответственно и цена на такие машины была ниже в сравнении с аналогичными транспортными средствами (ТС), официально продаваемыми на рынке. Данная ситуация повлекла развитие такого явления, как «серые дилеры», когда компании сами завозили автомобили и предлагали их покупателям по более привлекательным ценам, что привело к падению продаж локализованных авто.
В результате, начиная с августа 2023 г., были сильно повышены ставки утилизационного сбора. На официальном уровне отмечено, что увеличение пошлины направлено на защиту внутреннего рынка от демпинговой политики продавцов подержанных авто иностранного производства. Так был внедрен «коммерческий» утилизационный сбор, обязательный для всех субъектов, импортировавших транспортные средства для продажи.
Данная пошлина распространяется не только на легковушки, но и на грузовые автомобили, а также на спецтехнику.
Кто платит утилизационный сбор на спецтехнику

Он предусмотрен для 19 видов ТС специального назначения: грейдеры, экскаваторная и бульдозерная техника, комбайны, перегружатели колесные, тракторы, мини-тракторы и т. д.
Такую пошлину обязаны платить и отечественные производители спецтехники. В свою очередь, утилизационный сбор за такие машины иностранного производства должны вносить их собственники (частные и юридические лица). При этом взносы стали обязательными не только для тех, кто купил спецтехнику, ввезенную из-за рубежа, но и в случаях, когда ее владельцы не делали этого ранее (даже при условии, что ранее имело место освобождение от уплаты).
Утилизационный сбор на спецтехнику, которая ввозится из-за границы, собирает таможня. Эту же функцию при оформлении договора купли/продажи внутри страны выполняет фискальная служба.
Факт уплаты отмечается в техническом паспорте самоходной машины (ПСМ). При отсутствии такой отметки невозможно поставить транспортное средство на учет.
В фискальные органы необходимо предоставить комплект документов:
-
расчет утилизационной пошлины (его форма утверждена ФНС);
-
техпаспорт (бланк);
-
заключение аккредитованного органа по сертификации о соответствии техники и/или прицепа нормам, согласно которым она не подлежит обязательной оценке соответствия или копии сертификатов/деклараций, товаросопроводительных материалов (по наличию);
-
квитанция о несении утилизационного сбора (она должна сохраняться вплоть до продажи/утилизации техники).
От утилизационной пошлины не освобождаются машины, собранные самостоятельно из деталей других ТС. В этом случае в налоговую службу следует предоставить копию техпаспорта транспортного средства, использованного в качестве прототипа сконструированной машины.
Выбор между дорогостоящей спецтехникой иностранного производства и менее функциональными отечественными ТС каждый покупатель делает индивидуально, исходя из реальных потребностей и имеющегося бюджета.
Коэффициенты и формула расчета утилизационного сбора на спецтехнику
Сумма определяется с учетом типа, категории и класса транспортного средства. Ставки по данной пошлине определены Минэкономразвития и время от времени пересматриваются.

Коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора с учетом типа и категории спецтехники:
Сертификационный код
|
Типы и категории самоходных машин и прицепов к ним |
Коэффициент расчета суммы утилизационной пошли |
||
Новые самоходные машины и прицепы к ним (до 3-х лет) |
Самоходные машины и прицепы к ним, выпущенные свыше 3-х лет назад |
|||
I. Автогрейдеры |
||||
A01 |
ДВС до 100 л. с. |
3,2 |
8,5 |
|
A02 |
ДВС от 100 л. с. и до 140 л. с. |
4,2 |
11 |
|
A03 |
ДВС от 100 л. с. и до 140 л. с. |
6 |
16,2 |
|
A04 |
ДВС от 200 л. с. |
8 |
23,7 |
|
II. Бульдозеры |
||||
B01 |
ДВС до 100 л. с. |
4 |
12 |
|
B02 |
ДВС от 100 л. с. и до 200 л. с. |
7 |
35 |
|
B03 |
ДВС от 200 л. с. и до 300 л. с. |
8,4 |
55 |
|
B04 |
ДВС от 300 л. с. и до 400 л. с. |
10 |
70 |
|
B05 |
ДВС от 400 л. с. |
15 |
100 |
|
III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры |
||||
C01 |
ДВС до 170 л. с. |
4 |
17 |
|
C02 |
ДВС от 170 л. с. и до 250 л. с. |
6 |
25 |
|
C03 |
ДВС от 250 л. с. |
8 |
40,5 |
|
IV. Перегружатели на колесном шасси |
||||
D01 |
ДВС до 100 л. с. |
2,5 |
76,6 |
|
D02 |
ДВС от 100 л. с. и до 125 л. с. |
3,3 |
125,3 |
|
D03 |
ДВС от 125 л. с. и до 150 л. с. |
4 |
125,3 |
|
D04 |
ДВС от 150 л. с. |
4,4 |
160,9 |
|
V. Катки дорожные |
||||
E01 |
ДВС до 40 л. с. |
0,7 |
3,2 |
|
E02 |
ДВС от 40 л. с. и до 80 л. с. |
1,7 |
7,3 |
|
E03 |
ДВС от 80 л. с. |
2,2 |
9,7 |
|
VI. Погрузчики фронтальные |
||||
F01 |
ДВС до 50 л. с. |
1 |
6 |
|
F02 |
ДВС от 50 л. с. и до 100 л. с. |
2 |
10 |
|
F03 |
ДВС от 100 л. с. и до 200 л. с. |
4 |
17 |
|
F04 |
ДВС от 200 л. с. и до 250 л. с. |
4,5 |
20 |
|
F05 |
ДВС от 250 л. с. и до 300 л. с. |
5 |
30 |
|
F06 |
ДВС от 300 л. с. и до 400 л. с. |
7 |
35 |
|
F07 |
ДВС от 400 л. с. |
14,5 |
70 |
|
VII. Краны самоходные, кроме техники на базе колесного шасси |
||||
G01 |
ДВС до 170 л. с. |
11,5 |
44,3 |
|
G02 |
ДВС от 170 л. с. и до 250 л. с. |
22,7 |
95,5 |
|
G03 |
ДВС от 250 л. с. |
30,3 |
238,1 |
|
VIII. Краны гусеничные и трубоукладчики |
||||
G04 |
ДВС до 130 л. с. |
10 |
30 |
|
G05 |
ДВС от 130 л. с. и до 200 л. с. |
16 |
50 |
|
G06 |
ДВС от 200 л. с. и до 300 л. с. |
21 |
70 |
|
G07 |
ДВС от 300 л. с. |
25 |
100 |
|
IX. Прицепы |
||||
H01 |
Грузоподъемностью свыше 10 т |
1 |
7 |
|
X. Спецтехника для содержания автодорог, кроме машин, созданных на базе ТС с колесным шасси |
||||
I01 |
ДВС до 100 л. с. |
2,8 |
10,9 |
|
I02 |
ДВС от 100 л. с. и до 220 л. с. |
4,1 |
16,5 |
|
I03 |
ДВС от 220 л. с. |
4,7 |
19,3 |
|
XI. Спецтехника для лесхозов |
||||
Машины и оборудование для лесхозов |
||||
J01 |
ДВС до 100 л. с. |
8 |
50 |
|
J02 |
ДВС от 100 л. с. и до 300 л. с. |
14,5 |
60 |
|
J03 |
ДВС от 300 л. с. |
18 |
70 |
|
Спецтехника «форвардер» |
||||
J04 |
ДВС до 100 л. с. |
8 |
50 |
|
J05 |
ДВС от 100 л. с. и до 300 л. с. |
14,5 |
60 |
|
J06 |
ДВС от 300 л. с. |
18 |
70 |
|
Погрузчики лесоматериалов, фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесхозов |
||||
J07 |
ДВС до 100 л. с. |
8 |
10 |
|
J08 |
ДВС от 100 л. с. и до 300 л. с. |
14,5 |
45 |
|
J09 |
ДВС от 300 л. с. |
18 |
60 |
|
XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы |
||||
K01 |
с ДВС от 300 см3 |
0,4 |
0,7 |
|
K02 |
с ДВС от 300 см3 |
0,7 |
1,3 |
|
XIII. Снегоходы |
||||
L01 |
с ДВС до 300 см3 |
0,4 |
0,7 |
|
L02 |
с ДВС от 300 см3 |
0,7 |
1,3 |
|
XIV. Тракторы на колесном шасси |
||||
M01 |
ДВС до 30 л. с. |
0,4 |
1,8 |
|
M02 |
ДВС от 30 л. с. и до 60 л. с. |
0,5 |
2,2 |
|
M03 |
ДВС от 60 л. с. и до 90 л. с. |
0,7 |
3 |
|
M04 |
ДВС от 90 л. с. и до 130 л. с. |
1,5 |
7 |
|
M05 |
ДВС от 130 л. с. и до 180 л. с. |
2,5 |
10 |
|
M06 |
ДВС от 180 л. с. и до 220 л. с. |
3 |
15 |
|
M07 |
ДВС от 180 л. с. и до 220 л. с. |
3,8 |
20 |
|
M08 |
ДВС от 280 л. с. и до 340 л. с. |
5 |
22 |
|
M09 |
ДВС от 280 л. с. и до 340 л. с. |
6,7 |
25 |
|
M10 |
ДВС от 380 л. с. |
9 |
40 |
|
XV. Тракторы на гусеничном шасси |
||||
N01 |
ДВС до 100 л. с. |
1,5 |
7 |
|
N02 |
ДВС от 100 л. с. и до 200 л. с. |
2,5 |
10 |
|
N03 |
ДВС от 200 л. с. |
9 |
28 |
|
XVI. Комбайны зерноуборочные |
||||
О01 |
ДВС от 25 л. с. и до 160 л. с. |
2,4 |
8,8 |
|
О02 |
ДВС от 160 л. с. и до 220 л. с. |
3,6 |
13,2 |
|
О03 |
ДВС от 220 л. с. и до 255 л. с. |
5,5 |
17,6 |
|
О04 |
ДВС от 255 л. с. и до 325 л. с. |
6,5 |
22 |
|
О05 |
ДВС от 325 л. с. и до 400 л. с. |
8,5 |
29,92 |
|
О06 |
ДВС от 400 л. с. |
12 |
45,46 |
|
XVII. Комбайны силосоуборочные самоходные |
||||
P01 |
ДВС до 295 л. с. |
5 |
12,76 |
|
P02 |
ДВС от 295 л. с. и до 401 л. с. |
9,2 |
26,4 |
|
P03 |
ДВС от 401 л. с. |
14,4 |
52,8 |
|
XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные |
||||
Q01 |
Опрыскиватели для обработки насаждений самоходные с ДВС от 100 л. с. и до 120 л. с. |
2 |
10 |
|
Q02 |
Опрыскиватели для обработки насаждений самоходные с ДВС от 120 л. с. и до 300 л. с. |
8 |
30 |
|
Q03 |
Опрыскиватели для обработки насаждений самоходные с ДВС от 300 л. с. |
16 |
40 |
|
Q04 |
Косилки самоходные |
4 |
14,66 |
|
XIX. Самосвалы внедорожники |
||||
R01 |
ДВС до 650 л. с. |
22,4 |
51,12 |
|
R02 |
ДВС от 650 л. с. и до 1750 л. с. |
41,3 |
52,8 |
|
R03 |
ДВС от 1750 л. с. |
61,1 |
66 |
Для расчета пошлины на утилизацию спецтехники применяется формула, утвержденная налоговой службой:
Размер утилизационного сбора = Базовый размер утилизационного сбора × Коэффициент, установленный для конкретного вида спецтехники.
Базовая ставка ежегодно утверждается Правительством. В 2024 году – 172,5 тыс. руб. без НДС.
Коэффициент, используемый при вычислении размера платежа, определяется с учетом типа специальной техники и утверждается соответствующим приказом Минприроды.
Для примера рассмотрим бульдозер, выпущенный в 2017 г. Коэффициент для расчета сбора на утилизацию такой машины – 55.
Сумма пошлины для покупателя бульдозера: 172,5 тыс. руб. × 55 = 9487, 5 тыс. руб.

Когда не платят утилизационный сбор на спецтехнику
Законодательными нормами определяется ряд случаев, при которых импортируемая спецтехника освобождается от данного взноса:
-
она не включена в список транспортных средств, самоходных машин и прицепов, которые облагаются такой пошлиной;
-
техника была импортирована свыше 30 лет назад и ее не планируют эксплуатировать с коммерческой целью (при условии, что ДВС, кузов и рама являются оригинальными);
-
спецтехника импортирована лицами, участвующими в Госпрограмме по содействию переселению в страну соотечественников из-за рубежа, а также признанными беженцами или вынужденными переселенцами;
-
ТС является собственностью диппредставительств, консульских учреждений, интернациональных организаций, обладающих иммунитетами согласно нормам международного права;
-
техника ввозится в страну временно (применяется соответствующая таможенная процедура).
Часто задаваемые вопросы об утилизационном сборе на спецтехнику
-
Предусмотрена ли специальная форма его определения?
Форма расчета такой пошлины определена в правительственном Постановлении от 06.02.2016 № 81 и заполняется на основании подтверждающей документации. Примеры ее заполнения представлены на сайте ФТС России.
-
Куда перечисляются средства от сбора на утилизацию спецтехники?
Деньги вносятся на ЕЛС по КБК авансовых платежей 153 01 06 13 01 01 0000 510. Реквизиты для уплаты утилизационного сбора.
-
В какой срок нужно перечислить утилизационный сбор на спецтехнику?
При ввозе таких машин в страну необходимо внести платеж на протяжении 15 дней с даты выпуска их из таможенной зоны РФ. Нарушение указанного срока наказывается штрафом.
В правительственном Постановлении предусмотрено, что в ситуации, когда спецтехника была импортирована свыше 3 лет назад, отметка о внесении утилизационной пошлины была внесена с соответствующий документ, но затем установлен факт неуплаты сбора (полностью или частично), таможенники пришлют импортеру предписание о необходимости перечисления суммы с указанием причины. При этом начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки Росбанка за каждый просроченный день. При отсутствии платежа по такому предписанию на протяжении 20 дней, указанную сумму взыщут в судебном порядке.
Собственникам спецтехники следует внимательно изучить нормы действующего законодательства и правила внесения утилизационного сбора. Нарушение их приведет к соответствующим санкциям с наложением пени. Для уточнения различных вопросов, связанных с уплатой утилизационного сбора на спецтехнику, можно воспользоваться консультационными услугами специалистов по фискальному и таможенному праву.