Постановка спецтехники на учёт: где, когда и сколько стоит
О чём речь? Постановка спецтехники на учёт отличается от аналогичной процедуры в случае легкового автомобиля. Первая особенность заключается в регистрации, которая проходит не в ГАИ, а в Гостехнадзоре, вторая – в сроке, достигающем трех недель.
На что обратить внимание? Для постановки на учёт необходимо написать заявление, приложить паспорт собственника, ПСМ, квитанцию об оплате госпошлины, результаты техосмотра, полис ОСАГО. Немного другой перечень при внесении изменений в регистрационные данные.
Из этого материала вы узнаете:
Какую спецтехнику ставить на учёт
3 июля 2022 года в России начал действовать Федеральный закон №297 «О самоходных машинах и других видах техники». В нем содержится ряд норм, которые определяют порядок постановки спецтехники на учёт, а также правовые и организационные основы этой процедуры.
Постановка на учёт предполагает выполнение следующих действий:
- учёт и допуск техники к использованию;
- внесение данных в федеральную государственную информационную систему учёта и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним (далее – ФГИС УСМТ), а также их изменение.
Работа ФГИС УСМТ регламентирована Положением, принятым Постановлением Правительства РФ 12 мая 2022 года №854. Основная часть норм, за исключением особенных, вступили в силу с 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон №297 распространяет свое действие на:
Вид | Что относится |
Самоходные машины |
Тракторы. Техника сельхозназначения, коммунальные. Дорожно-строительные агрегаты. Внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические ТС, оборудованные двигателем внутреннего сгорания (свыше 50 «кубов») или электромотором (более 4 кВт), для которых необходимо оформление паспорта самоходных машин (включая электронный). |
Другие виды техники |
Прицепы и полуприцепы, если для них требуется паспорт самоходных машин и других видов техники (включая электронный). Техустройства, применяемые при переработке и производстве сельскохозяйственной продукции (за исключением задействованных на опасных предприятиях). Агрегаты, орудия и оборудование, без которых самоходные машины не могут выполнять свои основные или дополнительные функции. |
Прицеп |
Транспортное средство без двигателя, которое может ездить только в составе самоходной машины. Термин «прицеп» включает в себя понятия «полуприцеп» и «прицеп-роспуск». |
Законом установлено, что постановка на государственный учёт самоходных машин и других видов техники, включая специальную, является обязательным. Владеть ей может как физическое или юридическое лицо, так и ИП, зарегистрированный на территории Российской Федерации. Для граждан обязательна регистрация по месту пребывания или жительства.
На учёт в органах государственного технического надзора следует поставить образцы:
- имеющие оформленный паспорт, в том числе и электронный;
- имеющие оформленный паспорт, включая электронный, которые целиком или своими основными компонентами (рама, кузов или шасси), могут использоваться для создания других машин, перегоняться, перевозиться конечным производителям или отправляться за границу;
- опытные или испытательные образцы, которые предполагают их тестирование на дорогах общего пользования.
Не подлежат постановке на учёт самоходные машины и другие виды спецтехники, если они являются товарами, которые реализуют ИП или юридические лица.
Этапы постановки спецтехники на учёт
Для регистрации тракторов обращаться необходимо в Гостехнадзор, а не в ГИБДД.
После подписания договора купли-продажи (далее – ДКП) покупатель получает 10 дней на осуществление регистрации. Пропуск срока грозит штрафом с максимальным значением 2 тысячи рублей. Несмотря на наказание, трактор все равно поставят на учёт.
Постановка техники на учёт осуществляется по месту регистрации владельца. Так, житель Брянска, обращаясь в столичный Гостехнадзор, все равно получит номерные знаки своего региона.
Перегонка трактора из одного региона в другой без необходимости поставить его на учёт потребует транзитных номеров. Получить их можно в любом отделении Гостехнадзора.
Для регистрации тракторов следует подготовить:
- заявление с подтверждением технического состояния трактора;
- паспорт владельца;
- паспорт самоходной машины (аналог ПТС для легковых автомобилей);
- ДКП;
- полис ОСАГО (приобретается до постановки на учёт в течение 10 дней);
- квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины.
Подача документов осуществляется двумя способами: личное обращение или через портал «Госуслуги». В первом случае вам придется отправиться в отдел Гостехнадзора. На портале следует поискать раздел «Регистрация самоходных машин и прицепов к ним».
Страхование трактора осуществляют те же агенты, которые занимаются легковыми автомобилями. При себе нужно иметь водительское удостоверение соответствующей категории, ДКП, собственный паспорт и документы на технику. На сайте страховой компании можно отправить весь пакет бумаг удаленно. Для предварительного расчета стоимости полиса воспользуйтесь порталом РСА.
Поскольку данные об оформлении страховки вносятся в единую электронную базу, приносить с собой полис в Гостехнадзор не нужно.
Размер государственной пошлины при регистрации трактора не отличается от аналогичной процедуры для легковых автомобилей. 1500 рублей придется отдать за номера. Изменения в ПСМ обойдутся в 350 рублей. Выдача СТС будет стоить 500 рублей. Номера придется менять обязательно.
При личном обращении в Гостехнадзор затраты на регистрацию трактора составят 2350 рублей. Использование «Госуслуг» обойдется в 1645 рублей. Данные об уплате госпошлины вносятся в базу, поэтому передавать квитанцию в отделение Гостехнадзора не обязательно.
Спецтехнику регистрируют по той же процедуре, что и обычные автомобили. Приезжаете в Гостехнадзор со всеми документами ко времени, назначенному вам. Инспектор осмотрит трактор, проверит документы, а также оценит его фактические характеристики и состояние.
В течение 30 дней отметка об осмотре остается действительной. За это время нужно поставить технику на учёт. В противном случае осмотр придется повторять.
Если трактору нельзя появляться на дорогах общего пользования, инспектор приедет к вам. Чаще всего выездные проверки проводят для гусеничных самоходных машин. Во всех остальных случаях придется ехать на площадку Гостехнадзора.
Закончив осмотр и получив отметку, подавайте документы в окно. Процедура не занимает много времени, если у вас собран весь комплект необходимых бумаг. Паспорт техники, куда будут внесены данные нового владельца, а также номерные знаки, вам выдаст сотрудник Гостехнадзора. При использовании портала «Госуслуги» СТС будет электронным. Возможно получение его в бумажном виде.
Основания и порядок изменения регистрационных данных спецтехники
Менять регистрационные данные нужно в ситуации, когда:
- вы потеряли или испортили документы;
- поменялись данные владельца;
- сменился собственник или лизингополучатель;
- необходимо заменить один из агрегатов на самоходной технике.
Список необходимых документов:
- заявление;
- доверенность или документы, которые дают вам право распоряжаться техникой (если вы не собственник);
- квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины или документ, который дает право на освобождение от нее (квитанцию предоставлять не обязательно);
- документы, подтверждающие факт, который послужил основанием для изменения регистрационных данных;
- документ, подтверждающий соответствие техники, после внесения изменений в ее конструкцию, критериям безопасности (если таковые изменения вносились);
- договор, подтверждающий переход прав и обязанностей по договору лизинга (если основанием для внесения изменений послужила смена лизингополучателя);
- документ, подтверждающий отчуждение техники или расторжение договора лизинга (если меняется владелец техники, а регистрация осуществлялась на ограниченный срок);
- подтверждающие право собственности документы, включая основания владения ключевыми компонентами и агрегатами (если требуется их замена);
- паспорт на технику или его электронная копия (если потеряли, предоставлять не нужно).
Документы на других языках нужно переводить на русский только с заверением.
Сперва подайте заявление. Если внесение изменений одобрят – вам сообщат время и место, куда пригонять технику для проведения осмотра. Прежде чем менять регистрационные данные, сотрудники Гостехнадзора должны сверить номерные агрегаты. Технику пригоняют на площадку ведомства. Возможна выездная проверка на территории собственника.
В случае нахождения механизмов в других регионах вы можете там пройти проверку в местном отделении Гостехнадзора, а затем приложить полученные документы к своему заявлению. Осмотр действителен в течение 30 дней. В случае пропуска этого срока документы у вас не примут.
Отказ в постановке спецтехники на учёт
Гостехнадзор может отказать в постановке спецтехники на учёт. Чаще всего это происходит по нескольким причинам:
- допущены ошибки в поданных документах;
- техника не отвечает критериям безопасности;
- недостаточный перечень бумаг;
- документы содержат неполные или недостоверные сведения;
- на технике нет шильдика с номером двигателя;
- цифры на шильдике и в ПСМ не сходятся.
Шильдиком называю металлическую табличку. На ней указывают дату выпуска, модель техники, номер двигателя и серийные цифры. Закрепляют ее прямо на технике.
Гостехнадзор должен предоставить обоснованный отказ в регистрации спецтехники. Прохождение процедуры постановки на учёт можно повторить уже после устранения всех недостатков.
Часто задаваемые вопросы о постановке спецтехники на учёт
Что будет, если не ставить?
Часть 1 статьи 19.22 Кодекса Об административных правонарушениях РФ предусматривает наказание за несоблюдение установленного порядка проведения государственной регистрации. Назначается административный штраф. Граждане рискуют потерять от 1,5 до 2 тысяч рублей. Должностные лица могут заплатить от 2 до 3,5 тысячи рублей. Размер штрафа для юридических лиц установлен в диапазоне от 5 до 10 тысяч рублей.
Как долго идет постановка на учёт?
Услуга должна быть оказана в течение 22 дней. Заявителю выдают свидетельство о регистрации транспортного средства, номера, новый паспорт для самоходной машины (либо старый документ с соответствующими изменениями).
Как снять с учёта?
Технику, снимаемую с учёта для утилизации, не осматривают. СТС и ПСМ теряют свою действительность. Статус электронного паспорта меняется с «действующий» на «утилизированный». Он также теряет свою действительность, поскольку документа, который подтверждает состояние техники, больше нет.
Проведение процедуры снятия с учёта спецтехники имеет «подводные камни». В частности, при попытке утилизировать технику, на которую ранее накладывался арест, сперва придется предоставить документы, что он был снят.
Постановка на учёт спецтехники в Гостехнадзоре является обязательной процедурой. Если все сделано согласно требованиям закона и мерам безопасности, то эта процедура не составит большого труда. В правилах разъяснены не только общие, но и частные случаи постановки техники на учёт.